mmkulikov (mmkulikov) wrote in av_host,
mmkulikov
mmkulikov
av_host

Categories:

SaaS для малого и среднего бизнеса: переводим стандартные сервисы в облако

Развитие всего в этом мире идет по спирали, и IT-технологии — не исключение. После эпохи ПК разработчикам ПО (да и самим пользователям) стали интересны онлайн-ресурсы, предлагающие замену привычным программам. Доля таких решений на рынке постепенно увеличивается, и сегодня вместо того, чтобы покупать коробку, можно просто подключиться к сервису, обеспечивающему нужный функционал.



В чем преимущества SaaS?

Классическая схема покупки ПО в организации выглядит так. Администратор покупает ОЕM- или коробочную версию, которую и устанавливает на пользовательском ПК или сервере. К этому привыкли, многие считают такой механизм удобным и понятным. Вот программа, вот компьютер, на котором она выполняется. Постепенно пришли к тому, что хранить специализированные (и, как правило, дорогие) приложения на персональном компьютере несколько накладно, в итоге появились серверы терминалов и виртуальные десктопы, отчасти решающие проблему уменьшения количества копий. Но взамен появилась необходимость в развертывании отдельного сервиса, для которого требуется оборудование, место в стойке и, опять же, ПО. Добавим к этому и стандартный набор любой организации — почтовый сервис групповой работы, CRM, корпоративный антивирус, сервис видеоконференций и другие. Все это хозяйство требует денег на поддержание, включая содержание штата хорошо подготовленных IT-сотрудников, обновление ПО и железа, потребление большого количества электроэнергии и так далее. То есть, при внедрении получаем значительные затраты, даже без учета лицензий на само ПО. При этом не всегда выбранный продукт может обеспечивать требуемую функциональность. Например, так часто бывает с CRM-системами, которые не подходят под требования конкретной организации или вообще их внедрение по разным причинам прошло неудачно. Но ведь определенные затраты уже понесены. Плюс со временем купленная программа требует обновления, за что в большинстве случаев также необходимо доплачивать и, вероятно, докупать более мощный сервер. Кроме того, организация безопасного доступа к сервису полностью ложится на плечи айтишников, от подготовки которых зависит результат. Использование VPN выручает лишь отчасти, так как провайдеры часто блокируют нестандартные порты, что создает дополнительные трудности. А с другой стороны этой проблемы находятся компании-разработчики ПО, которые теряют большие деньги из-за пиратства. В общем, ситуация, как ни посмотри, мало кого радует.

Предоставление подписки на определенный сервис (SaaS, Software as a Service) позволяет догнать сразу двух зайцев. Организация практически сразу получает доступ к необходимым приложениям, без больших начальных затрат и трудностей первоначального внедрения. При этом в дальнейшем доплата производится исключительно за продление подписки и, как правило, уже со скидкой, не требуя средств на поддержание инфраструктуры. Новые возможности подписчик получает автоматически (в пределах тарифа, разумеется). Некоторые сервисы предлагают помесячную оплату, поэтому на период отпусков можно сэкономить, взяв меньшее количество лицензий. Тестовый период, предоставляемый практически всеми ресурсами SaaS, дает возможность определиться с выбором конкретного решения. Софтверные компании, реализуя продукты в виде SaaS, полностью решают проблему пиратства. В рамках этой статьи мы постараемся разобраться в том, что именно они нам предлагают.



Антивирус во временное пользование
[Текст ссылки на спойлер]


Антивирусные компании не оставили без внимания новую и весьма перспективную нишу. Если буквально пару лет назад подобные предложения можно было пересчитать по пальцам одной руки, то сегодня для многих это одно из основных направлений в развитии. Рассмотрим три сформировавшиеся в этом плане направления.

Российские компании организацию сервиса полностью отдали на откуп провайдерам, сами же они занимаются исключительно разработкой и учетом лицензий . Сегодня большинство провайдеров предоставляют подписки на Dr.Web AV-Desk, Kaspersky Subscription Services, Outpost AV Service и ESET NOD32. Все они предлагают несколько тарифов, отличающихся функционалом, и систему скидок. В качестве клиентов поддерживаются Windows всех известных современной науке версий. Разумеется, между предлагаемыми услугами есть отличия. Так, Dr.Web можно установить только на x86 ОС, клиент не содержит файера, но предлагает веб-консоль, при помощи которой можно отслеживать статистику, что делает его удобным для применения в организации. Пользователь, выбравший продукт Лаборатории Касперского, получает стандартные продукты — Антивирус Касперского 2011, Kaspersky Internet Security 2011 и Kaspersky CRYSTAL с полной технической поддержкой и регулярными обновлениями. Причем возможна даже тарификация по дням, но централизованное управление не предусмотрено. Обновления клиентов производятся индивидуально, по внутреннему трафику, который, как правило, не тарифицируется.

Компании-разработчики антивирусов McAfee, F-Secure и Panda самостоятельно реализовали web-сервисы — сторонние фирмы лишь торгуют лицензиями. Причем Panda выделяется своим "облачным" антивирусом Panda Cloud Antivirus, ориентированным на персональное использование. Подозрительные файлы отсылаются для проверки на сервер — это позволяет разгрузить клиента, а компания, в свою очередь, получает разветвленную сеть сенсоров, которая быстро отлавливает новую заразу. На корпоративное применение рассчитан Panda Cloud Protection, реализованный в трех вариантах — Panda Cloud Office Protection, Panda Cloud Email Protection и Panda Cloud Internet Protection. Последние два представляют собой сервисы, обеспечивающие защиту интернет- и почтового трафика. Клиенты попросту используют их как прокси.

А вот Panda Cloud Office Protection можно назвать традиционным вариантом. Клиент, установивший агента, получает антивирусную и проактивную защиту файлов, электронной почты/IM и HTTP/FTP-трафика; эвристический анализатор, персональный брэндмауэр с IDS, детектор червей, систему HIPS. Плюс все наработки облака Panda Cloud Antivirus. Централизованное управление настройками и обновлениями производится при помощи локализованной веб-консоли, что делает Panda Cloud Office Protection удобным средством для применения в качестве корпоративного антивируса. Важно, что обновление большого числа систем не увеличивает трафик. Первый клиент, скачавший новые файлы, самостоятельно их раздает в локальной сети. Также просты в использовании F-Secure Protection Service for Business и McAfee SaaS Endpoint Protection.





Заключение

"Программа как сервис" — это (относительно) новая и активно развивающаяся модель доставки ПО конечному пользователю. И, как видишь, на сегодня большинство приложений можно без особых проблем вынести за пределы офиса, сократив первоначальные затраты и снизив риск, в том числе — из-за неправильной настройки.

Полный текст статьи ...
Tags: Термины и определения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments